Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема проекта: «Формирование связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам». Название проекта. Проект по развитию связной речи для детей старшего возраста "Времена года" проект по развитию речи (старшая группа) на тему Этапы проведения проекта

Тема проекта: «Формирование связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам».
Название проекта: «Рассказываем интересно»
Разработчик проекта: Терентьева Светлана Аркадьевна, воспитатель.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 16».

Контактная информация: Пермский край, г. Лысьва, ул. Кирова 57. Тел. 2-06-01, 2-52-41
Характеристика проекта: образовательный, педагогический, средней продолжительности, фронтальный.
Срок реализации проекта: 0 1.09.2012. – 26.12.2012.
Участники: воспитатель, родители, дети.
Актуальность проекта:

Значение связной речи при описании картин в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.


Научное обоснование. Новизна:

Проект представляет собой систему упражнений для обучения детей навыкам рассказывания. В основу системы положено использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников. Одним из таких средств является наглядность, при помощи которой и по поводу которой происходит речевой акт. Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина и др. в качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами В.К. Воробьевой, В.П. Глуховым и известным психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности предварительной программы высказывания, т.е. его плана. Учитывая сказанное на начальном этапе обучения рассказыванию детей проводятся те виды упражнения, где имеются оба названных вспомогательных фактора. Весь учебный процесс можно разделить на несколько этапов:

1 этап: воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия , непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.

2 этап: составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемы на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

3 этап: пересказ текста с использованием магнитной доски. Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременным планом высказывания.

4 этап: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин . Наглядность представлена предметами, объектами и действиями, изображенными на сюжетных картинках. Последовательность картинок служит одновременным планом высказывания. Образец рассказа дает детям необходимые речевые средства.

5 этап: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами. Что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

6 этап: пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают как правило, конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребенку помогают образец педагога и его вопросный план .

7 этап: составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца дополнительно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки, начинается работа над обучением творческому рассказыванию.
Противоречие, проблема:

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умении осмыслить воспринимаемую картину и выразить в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития. К сожалению, умение связно рассказывать рассказ по картине является большой проблемой для детей старшего возраста.


Цель: Обучение связной речи детей при составлении рассказов по картине.
Задачи проекта :

  1. Учить детей правильно понимать содержание картины

  2. Воспитывать чувства, вызываемые содержанием картины

  3. Учить составлять связный рассказ по картине.

  4. Активизировать и расширять словарный запас.

Продукт проекта:


  1. Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

  2. Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам

  3. Модели рассказа.

Предполагаемый результат:


  1. Апробирована система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

  2. Повышение уровня развития связной речи у детей при составлении рассказов по картинам.

Критерии оценки проекта: в проекте участвовало 100% детей и родителей старшей группы.

Сравнительная характеристика показателей диагностики связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам на подготовительном и итоговом этапах показала, что:


  • на подготовительном этапе 40% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 50% - средний уровень, 10% - низкий уровень.

  • На итоговом этапе 60% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 40% - средний уровень.
Таким образом, из результатов диагностики виден рост умений детей рассказывать по сюжетным картинам, что является показателем того, что при осуществлении данного проекта можно сформировать связную речь детей при рассказывании по сюжетным картинкам.
Возможные риски:

  1. Отсутствие времени у педагога Пути выхода: четкий план действий.

  2. Тема неинтересна детям. Пути выхода: с целью повышения мотивации использовать запись рассказов на магнитофон, специально, красиво оформленный альбом, красочные наборы картин.

Этапы (план) реализации проекта.


Этапы.

Сроки

Задачи

Содержание

Ответственный

Подготовительный.

1-2 неделя сентября

1.Подобрать, проанализировать литературу по проблеме.

2.Подобрать, составить и провести диагностические методики по теме для отслеживания уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.

3.Подобрать дидактические упражнения по развитию связной речи.

4.Провести анкетирование родителей для выявления знаний о проблеме.

5.Провести беседы, опросы родителей с .


1.Подбор литературы по проблеме исследования.

2.Анализ литературы.

3.Подбор, составление, проведение диагностических методик по теме для отслеживания уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.

4.Подбор дидактических упражнений по развитию связной речи

5.Анкетирование родителей

7.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью просвещения по теме.



Воспитатель.

Основной.

3-4 неделя сентября – 2 неделя декабря

1 этап: воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию:

Учить детей отвечать на вопрос развернуто – фразой из 3 – 4 слов.

Пересказывать текст, составленный из 3 – 4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними.

Развивать внимание детей.



Система упражнений по теме:

1.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

2.Установление порядка предложений в рассказе.

3.Выбор из рассказа опорных слов – действий и установление их последовательности.

4.Пересказ текста по памяти с использованием сюжетной картинки.

5.Активизация словаря.

6.Замена в предложении слов – действий.


Воспитатель.

2 этап: составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3 – 5 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе.

Учить объединять фразы в рассказ из 4 – 5 предложений с наглядной опорой в виде объектов и действий с ними.

Учить объединять фразы из 3 – 5 слов в рассказ из 4 – 5 предложений



Система упражнений по теме:

1.Составление рассказа по следам продемонстрированного действия, картинке и вопросному плану.

2.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

3.Словарная работа.

4.Выделение слов, обозначающих действия, и восстановление рассказа по этим опорным словам.

5.Добавление предложения, логически связанного с предыдущим.

6.Восстановление рассказа по словам – действиям, по названиям предметов.

7.Выбор предложений, логически не связанных с рассказом.



3 этап: пересказ текста с использованием магнитной доски.

Продолжать учить детей точному и полному ответу на вопросы, построению фраз из 4 – 6 слов.

Учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия, производимые на магнитной доске с предметными картинками .


Система упражнений по теме:

1.Подбор объектов к словам – признакам.

2.Расширение словарного запаса по теме «Семья».

3.Подбор слов – действий к субъектам действия.

4.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

5.Словарная работа.

6.Выбор из рассказа слов – действий и восстановление по ним предложений.

7.Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.

8.Дополнение предложение другим, логически связанным.

9.Пересказ текста с опорой на предметные картинки, картинки – символы, картинки – сигналы.

10.Образование наречий от прилагательных.

11.Образование сравнительной степени прилагательных.

12.Образование имен собственных с уменьшительно-ласкательными и другими суффиксами.

13.Восстановление предложений по наречию.

14.Уточнение понятий.

15.Подбор нескольких определений к существительному.

16.Включение в предложение подходящего слова – действия, подбор действий к названному объекту.

17.Установление правильного порядка слов в предложении.

18.Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложений по опорным глаголам.

19.Восстановление предложений по опорной картинке.

20.Подбор к названному действию объектов действия и составление с этими словами предложений .


4 этап: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Учить детей пересказу текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.


Система упражнений

Учебный проект по развитию связной устной и письменной речи для младших школьников: "Жили-были слова!"

Руководитель проекта : Сутолкина Ольга Андреевна – учитель начальных классов.

Актуальность темы проекта .
Правильно организованный процесс развития связной устной и письменной речи, включает в себя труд и творчество ученика. Диалогическая речь непроизвольная, она мало организованная. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму.
Письменная речь усложнена орфографическими и пунктуационными знаниями в тесном сотрудничестве с фонемой. Звук, буква, слово являются основой развития связной речи.
Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Выготский, Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.А., Виноградский В.В., Ушинский К.Д., Соловьёва О.И. и др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Проблема исследования .
Поиск эффективных форм, методов, приёмов коррекционной работы, способствующих развитию устной и письменной речи.
Цель проекта : развитие связной монологической речи каждого
ученика через опорные слова-подсказки.

Задачи проекта :

Образовательные : - учить составлять развёрнутые предложения по опорным словам;
- учить подбирать нужные слова к определённой теме урока;
- выполнять на уроках русского языка творческие диктанты, с целью обогащения
словарного запаса, грамматического и лексического строя речи уч-ся.

Развивающие : - развивать интеллектуальные умения связной речи учащихся;
- развивать орфографические навыки;
- совершенствовать быстроту письма;
- развивать оперативную, слуховую, зрительную память; словесно-логическое,
образное, креативное мышление; внимание (объём, устойчивость, переключение,
распределение); воображение;
- развивать познавательные процессы.

Воспитательные : - воспитывать чувство коллективизма во время работы в группах;
- воспитывать культуру речи.
Описание проекта .
«Если ученик в школе не научился сам
творить, то и в жизни он всегда будет
только подражать!»
Л.Н. Толстой.

Цели руководителя проекта :
создание организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся;
повышение орфографической грамотности участников проекта;
формирование позитивного отношения к проектной деятельности.

Цели участников проекта :
соблюдение принципа «право на ошибку»;
удовлетворение образовательным процессом, направленным на успех каждого.

Тип проекта :
1. По доминирующей деятельности : практико-ориентированный.
2. По предметно-содержательной области : межпредметный.
3. По характеру координации : с открытой координацией (педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников).
4. По характеру контактов : внутренний (в пределах одного класса).
5. По количеству участников : групповой.
6. По продолжительности : долгосрочный (ноябрь 2014 года – май 2015 года).
Форма работы над проектом : урочная, внеурочная, самостоятельная.

Предмет : русский язык, развитие речи, литература.

Педагогические технологии проекта :
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Авторы – Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит.

Формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию.

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: «Коллективный способ обучения» (КСО). Авторы – А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко.

Организация обучения, которое осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого (ученик выступает поочерёдно то учеником, то учителем).

Принцип проектной деятельности :
Принцип научности – отвечает требованиям науки.
Принцип доступности - предполагает лёгкость для понимания, подходит для всех.
Принцип систематичности – означает определённый порядок, систему.
Принцип наглядности – основывается на показе.
Принцип активности – деятельный, энергичный, делает возможным активное ознакомление с
учебным материалом.
Принцип креативности – предполагает приобщение учащихся к опыту творческой деятельности.
Принцип сотрудничества – тесное общение в динамических группах.

Ожидаемые результаты :
1. Повысить интерес к урокам русского языка и развития речи различными видами творчества.
2. Повысить уровень связной устной и письменной речи.
3. Повысить орфографическую грамотность учащихся 4 класса.
Этапы работы над проектом .
1. Начальный этап (ноябрь 2014 года).
Проверка уровня развития связной монологической устной и письменной речи у учащихся 4 класса.
Предложение идеи проекта, обсуждение её с участниками на классном часе «Интересно учиться!»:
- выбор главной темы проекта;
- формулирование проблемы на основе предварительной проверки на уроке развития речи;
- формулирование целей для учителя и учащихся, задач проекта
- составление плана проектной деятельности с участниками на весь проектный период (ноябрь
2014 года – май 2015 года);
- знакомство с видами работ.

2. Основной этап (ноябрь 2014 года – май 2015 года).
Проверка уровня развития связной устной и письменной речи в начале проектной работы и в конце. Составление графика результативности.
Выполнение целей проектной работы на уроках русского языка и развития речи.
Поиск источников необходимой информации, сбор материала.
Активное участие в неделе русского языка: составление стенной газеты.
Защита своих работ по теме проекта.

3. Заключительный этап (май 2015 год).
Подготовка и защита проекта (учитель + ученики).
Обсуждение результативности на классном часе.
План проектной работы .
1. Повышение уровня связной устной и письменной речи:
Мини-сочинения по опорным словам (устные и письменные), на заданную учителем тему (групповые и индивидуальные);
Составление анаграмм (слова из перемешанных букв по определённой схеме – сначала все согласные, потом все гласные), поданаграмм (составление слов из заданного набора букв);
Составление деформированных предложений из слов-анаграмм, текстов;
Составление рассказов по сюжетным картинкам.

2. Повышение орфографической грамотности и скорости письма :
Ежеурочное написание творческих диктантов под руководством учителя с целью развития мышления и оперативной памяти;
Самоконтроль письма;
Самостоятельное составление анаграмм и поданаграмм.

Методы проекта :
Метод «открытий»;
Метод диалогичности;
Метод «сравнения»;
Метод «погружения».

Выполнение проекта .
Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их!»
Большое место в преподавании русского языка занимают творческие работы, которые повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся.
Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами.
Предлагаются такие задания :
составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.
Например: сапоги – ворона
– Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?
– Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?
– Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?
– Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?
придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из–за названного события:
– Девочка уронила карандаш на пол…
– Учитель открыл классный журнал…
Творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову.
Выполняя предложенные задания творческого характера, учащиеся неоднократно читают и проговаривают слова, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую память.
Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупреждать устные и письменные речевые ошибки.
Например : ЗМИА

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.

Работа со словом – это работа кропотливая, сложная, но в то же время интересная. Она предполагает творческий подход: играем со словами: загадки, анаграммы, поданаграммы).
Работая над словом, необходимо соблюдать неразрывное единство в коррекционной работе от слова к объекту. Связывая в единое целое слова, выражая ими мысль, формируется обширное поле знаний, именующееся семантикой слова (смысловое значение(одно или несколько) данного слова). Семантика слова сильно зависит от ударения. Именно семантика наполняет слово содержанием, углубляет понимание его, обогащает словарный запас учащихся.
Разрабатывая необходимые условия словарного запаса, формируются предпосылки орфографически правильного письма, сохраняя при этом важнейший принцип морфологии: усвоение правил написания.
Активное участие в вариантах работы над словом, учит предупреждать и корректировать дисграфию и дизорфографию, развивать мыслительные операции по анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

Проектноя деятельность на уроках русского языка, развития речи, литературы
Готовясь к урокам, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своими предметами, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их деятельность, какой метод, приём лучше использовать для этого. Ведь на уроках русского языка и развития речи необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. В этом на уроках русского языка и развития речи может помочь проектная деятельность. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить программный материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Рекомендации .
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 5»

Волоколамского муниципального района

Московской области

у детей старшего дошкольного возраста

«У реки»

Подготовила:

учитель-логопед: Калашникова Л.В.

Проект по развитию связной речи

у детей старшего дошкольного возраста «У реки».

Проект познавательно - практический, краткосрочный.

I . Пояснительная записка

1.1.Актуальность темы

В дошкольном возрасте закладываются основы для формирования четкой, красивой, грамматически правильной речи, что является важным условием умственного и речевого развития ребенка . Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед.

Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.

Хорошая, чистая, грамотная речь - показатель уровня развития дошкольника. Речь является средством регуляции высших психических функций. Регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода к школьному обучению.

Развитие монологической речи - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В системе логопедических занятий обучение детей с ОНР лексически насыщенной, четкой и грамматически правильно оформленной связной речи является наиболее актуальной. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, его смысловые звенья, но и использовать накопленный в процессе обучения в логопедической группе словарный запас, подбирать адекватные смысловые замены, уметь грамматически и синтаксически правильно строить предложение, а также пользоваться разнообразными средствами выразительности: интонацией, логическим (фразовым) ударением, иметь хорошую дикцию.

1.2 . Цель проекта:

Развивать связную речь детей с ОНР;

1.3. Задачи:

Образовательные:

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Закрепление представлений о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;

Расширение знаний о цветах, деревьях в летний период;

Уточнение, активизация и расширение словаря по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;

Совершенствование грамматического строя речи (употребление и образование существительных и прилагательных в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласование местоимений и числительных с существительными, подбор слов-антонимов)

Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;

Упражнять в составлении и распространении предложений по картине;

Упражнять в составлении предложений по опорным словам;

Учить распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;

Учить составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Учить обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

Развивающие:

Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Стимуляция мыслительной и речевой активности детей;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие дыхательной функции;

Воспитательные:

Воспитывать бережное, заботливое отношение и любовь к живой природе;

Стимулировать положительные эмоции детей;

1.4. Ожидаемые результаты:

Сформированность навыка самостоятельного составления рассказа по сюжетной картине.

II . Условия реализации проекта.

2.1. Срок реализации – три недели (июнь).

2.2. Возраст детей – старшая логопедическая группа

2.3. В результате реализации проекта ребёнок должен:

Улучшить навыки речевого общения и речевой коммуникации у детей старшей группы, навыки построения связных монологических высказываний ;

- иметь представления о насекомых, цветах и деревьях в летний период;

Обогатить свой активный и пассивный словарь по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;

Уметь практически употреблять в речи существительные и прилагательные в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласовывать местоимения и числительные с существительными, подбирать слова-антонимы;

Уметь подбирать слова-действия и слова-признаки к предметам;

Расширить и активизировать свой предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;

Уметь составлять и распространять предложения по сюжетной картине;

Уметь составлять и распространять предложения по опорным словам;

Уметь распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;

Уметь составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Уметь обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

Использовать пальчиковую, дыхательную гимнастику и упражнения для развития мелкой и общей моторики в повседневной жизни, в игровых ситуациях;

III. План реализации проекта

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей с ОНР

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2016г.

Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2016 г.

Составление примерного перспективного планирования работы с детьми.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2014 г.

Укрепление материально-технической базы:

Приобретение пособий, методической литературы;

Изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

в ходе реализации проекта

Деятельностный этап

1.

Непосредственно образовательная деятельность (предварительная работа)

теме «Насекомые»

    Лексико-грамматическое занятие по

теме «Лето»

    Лексико-грамматическое занятие по

теме «Цветы»

    Итоговое занятие по развитию связной речи «У реки» (составление рассказа по сюжетной картине)

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май

май

май

июнь

2.

Индивидуальная работа

    Рассматривание иллюстраций по темам «Насекомые», «Лето», «Цветы», предметных картинок на тему «В походе»

    Закрепление обобщающих понятий.

    Рассматривание насекомых на улице, называние их частей тела.

    Рассматривание летних цветов, деревьев, называние их частей

    Графические задания: обведи по контуру, заштрихуй цветок, дорисуй, чего не хватает.

    Д/игры «Один и много», «Посчитай», «Жадина»,… итд

    Д/игры «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Кого много на лугу?», «Что возьмем с собой в поход к реке?»… итд

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

Предварительная работа в мае, закрепление в ходе проекта

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

3.

Индивидуально-подгрупповая работа

    Упражнения на координацию речи с движением: «Гусеница», «Угадайте, где мы были», «Мотылек», «Пчела», подвижные игры «Речка», «На лужайке»

    Пальчиковая гимнастика: «Цветочек», «Паучок», «Пчела»

    Д ыхательные упражнения: «Подуй на бабочку, на пчелу, на стрекозу», упражнения на развитие продолжительности речевого выдоха.

    Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»

    Д/игры «Подбери признак», «Подбери действие» и другие

    Составление предложений по опорным картинкам, по опорным словам, по картине,

    Распространение предложений однородными членами, другими членами предложений

    Отгадывание загадок

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

Заключительный этап

1.

Работа с родителями

    Мини-консультация для родителей

«Развиваем связную речь»

    Презентация по теме проекта «У реки»

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

июнь

июнь

IV . Методическое обеспечение

Литература

количество

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» М.: Айрис-пресс, 2008

Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР»

Спб.: «Детство-Пресс», 2007

Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для логопедов и родителей». СПБ,: Детство-Пресс, 2002

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики грамматического строя у детей с ОНР» --Спб, 2001г..

Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (сборник упражнений) –М,: Гном и Д, 2001

Бунеева Р.Н., Бунеев Е.В. «По дороге к азбуке» --М,:Баласс, 2002

Интернет-ресурсы

V . Дидактическое обеспечение.

Пособие

Количество

Демонстрационный материал:

Насекомые;

Цветы;

Деревья;

Серия сюжетных картин по теме «Лето»;

Сюжетная картина «У реки»

Художественная литература для чтения и рассматривания иллюстраций.

- Загадки о насекомых, цветах, лете.

Н. Заболоцкий «На реке»

Песенка «Улитка» молд., обработка Токмаковой И.

Русская народная песенка «Вот пришло и лето красное»

Песенка «Божья коровка…»

Руская народная песенка «По дубочку постучишь…»

Рассказы Бианки В.

В Катаев «Цветик-семицветик»

Дидактические игры

Д/И «Жадина»

Д/И «Один и много»

Д/И «Посчитай»

Д/И «Кого много (на лугу)»?

Д/И «Подбери признак»

Д/И «Где находится предмет?»

2 набора

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

2 набора

один плакат

Раздаточный материал

По теме «Насекомые»

По теме «Цветы»

По теме «Деревья»

Раздаточный материал по играм «Кого много?», «Посчитай?»

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

Аудио и видеозаписи для показа и прослушивания:

Презентация «Насекомые»

Презентация «Цветы»

Видеоматериал «Лето»

Картотеки:

    пальчиковая гимнастика

    координация речи с движением

    дыхательная гимнастика

Проект:
по развитию связной речи детей
старшей группы общеразвивающей направленности

Тема: «Составление описательных рассказов».

Актуальность темы.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.


Проблемы

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.


Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.


Задачи проекта:

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т.д.

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.

Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

(иллюстрацию).

Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.


Ожидаемый результат: Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.


Сведения об участниках:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.


Продолжительность: долгосрочный


Место реализации : групповая комната, музыкальный зал, семья.


Развитие речи дошкольников.

В обучении детей рассказыванию большое значение имеет подбор интересных, ярких предметов, игрушек, картин. Ребенок должен заинтересоваться темой. С детьми необходимо заниматься большой работой по развитию словаря, выразительности речи. Для этого используются различные игры и упражнения. От правильного понимания слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов - повествованию, описанию, рассуждению.

В играх одновременно решаются разные задачи, которые тесно переплетаются между собой: подбор определений, закрепление правил согласования слов в роде, числе, падеже, определение значения слова или подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то игры заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.


Развивающая среда в группе ДОУ

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогощенной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разноообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда – не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного позновательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка.

Роль взрослого: фильтрация вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, организация воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ:

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения;

Методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога , которая имеет обучающую и воспитывающую направленность; главное – качество ее языкового содержания.

Качество речи педагога:

Правильность (соответствие речи языковым нормам),

Точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе),

Логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли),

Чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),

Выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания),

Богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального вражения информации),

Уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).


Этапы проведения проекта:


1 – подготовительный:

* Анкетирование родителей,

* Составление картотек загадок, поговорок.

* Подбор народных пословиц.

* Подборка стихов.

* Подборка книг.

* Изготовление атрибутов для театрализации сказок.

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений, отгадыванию загадок и проговариванию скороговорок.

Основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижений детей через показ театрального представления «Мешок яблок» и выставка детско – родительских работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»

Социальный проект

воспитатель:

Смирнова Алёна Алексеевна

г.о.г. Шахунья 2018 г.

1. Информационная карта.

Наименование проекта

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Смирнова Алёна Алексеевна воспитатель МАДОУ д/с «Звёздочка»

соответствие занимаемой должности

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Опыт работы показывает , что у детей наблюдается односложная речь, состоящая только из простых предложений, неумение построить грамматически правильное распространенное предложение, маленький словарный запас, отсутствие логики выводов и утверждений, неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе, неспособность пересказать историю своими словами. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников , как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники . Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации. Данный проект научит детей устанавливать причинно-следственные связи с опорой на образы памяти, делать выводы.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Цели и задачи проекта

Проект направлен на повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники . В процессе реализации проекта решаются задачи развития мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

Краткая аннотация содержания проекта

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений, отгадыванию загадок и проговариванию скороговорок.

Основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижений детей через показ театрального представления «Мешок яблок» и выставка детско – родительских работ.

Сроки выполнения проекта

Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)

Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта

  • компьютер, проектор, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.;
  • наглядно-методические пособия;
  • методическая литература;
  • оплата труда штатных сотрудников;

2. Актуальность и важность данной проблемы.

Название проекта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Обоснование актуальности проекта.

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста
является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются
следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в
предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое
мышление.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.

Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Развитие связной речи у деей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Цель проекта - Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

Задачи проекта

Образовательные:
- Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.

Развивающие:
- Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли с помощью мнемотехники; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;

Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Срок реализации проекта – среднесрочный (сентябрь - ноябрь)

3.Сбор и анализ информации по избранной теме.

  • анкетирование родителей на тему: «Хорошо ли говорит ваш ребенок?»;
  • изучение опыта работы педагогов детских садов России по проблеме проекта;
  1. Реализация плана действий проекта.

Подготовительный этап (мотивационный)

Сроки выполнения

Формы работы

Задачи

2 недели

Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

Вызвать интерес детей к теме.

Развивать умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила общения.

Выяснить уровень знаний детей по проблеме.

Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания.

Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в

придумывании сказок, загадок и т. п.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста»

Основной этап (деятельностный) (7 недель)

Непосредственно организованная деятельность

разных видов детской деятельности.

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная

деятельность детей в условиях

развивающей среды

Взаимодействие с родителями

1. НОД «Лисичка со скалочкой» см.приложение

2. Рисование мнемотаблиц на тему: «Как прошли мои выходные».

3. Пересказ и драматизация сказки «Лиса и рак» с опорой на мнемотаблицу.

1.Отгадывание загадок по мнемотаблицам.

2.Заучивание стихов и скороговорок с помощью мнемосхем и мнемотаблиц.

3. Составление описательных рассказов об игрушках с опорой на готовую мнемотаблицу.

4. Показ настольного театра по сказке «Два жадных медвежонка» по мнемотаблице.

5. Подготовка к театрализации по по сказке Сутеева «Мешок яблок». Разучивание ролей по мнемотаблице

6. Создание книжки – малышки «Домашние животные» с использованием детско-родительских работ и составлением описательных рассказов детей по мнемотаблицам.

7. Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю?»

8.Работа по мнемотаблицам «Осень», «Расскажи о грибах», «Ожидая зиму», «Зима», «Весна», «Весенние изменения».

1.Дидактические игры «Копилка слов», «Волшебники», «Нарисуй слово», «Придумай сказку по коллажу»

3. Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

4. Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный театр).

5.Рассматривание иллюстраций сказок в различных книгах

6. Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

7. Расказывание сказок по готовым схемам «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Три медведя».

8. Использование алгоритмов в повседневной деятельности.

1. Изготовление схем – алгоритмов, картотек мнемотаблиц для обучения пересказу сказок, отгадывания загадок, разучиванию стихотворений.

Заключительный (творческий) (3 недели)

  • Театрализованное представление «Мешок яблок »
  • Оформление выставок детско-родительских работ - Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»
  • Презентация для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста» см. приложение.
  • Участие в муниципальном конкурсе ДОО «Калейдоскоп методических идей»

Работа велась не только с использованием мнемотехники, но и предполагала активность детей во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательной, музыкально-художественной. Вначале составление мнемотаблиц проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми.

Словесные

Практические

Наглядные

Чтение сказок, фольклора;
Беседы по прочитанному.

Игры-драматизации;
Дидактические – игры;

Разыгрывание этюдов;
Заучивание пословиц и поговорок.
Заучивание стихотворений.

Пересказывание сказок.

Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.
Оформление выставок.
Использование разных видов театров: пальчиковый, настольный, магнитный.

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, я использовала элементы мнемотехники во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в совместной, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях, праздниках. Дети с удовольствием работали с опорными схемами, алгоритмами. После заучивания отрывков стихотворений, сказок дети с опорой на схемы разыгрывали разные сюжеты, используя для этого театральные атрибуты.

В играх шло развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Интеграционный подход позволил развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

  1. Ожидаемые результаты проекта.

Результативность относительно детей

Результативность относительно родителей

Результативность относительно педагогов

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;

5.Формирование артикуляционного праксиса

6.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

1.Потребность в сотрудничестве с ДОО

2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания

3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

1.Повышение профессионального мастерства

2.Овладение проектной деятельностью .

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сочинение на тему «Характеристика человека» (про подругу) Описание внешности человека Подруги сочинение
Маникюр на последний звонок
Как хорошо выглядеть? Как выглядеть лучше? Секрет, как всегда хорошо выглядеть Как начать лучше выглядеть