Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тренировка рабочей памяти. Тренировка памяти: как научиться запоминать и тренировать память. Тренинги для мозга

Делать оригинальные замечания, анализировать ситуацию, или же перерабатывать кучу данных в связную и убедительную презентацию? Способность думать и обрабатывать разные куски информации быстро и эффективно – жизненно важный навык. В нашем быстро меняющемся и текучем мире ты должен быть способен использовать информацию в нужное время. И именно рабочая память позволяет это делать.

Когда-то считалось, что ёмкость рабочей памяти — нечто врождённое, однако исследования в области когнитивистики и психологии показывают, что мы на самом деле можем тренировать её, сделать крепче и быстрее.

Если ты готов увеличить свою рабочую память с уровня морских свинок до восьмицилиндрового двигателя, то сегодня твой день. Ниже мы дадим ценные советы о том как можно увеличить её потенциал для того, чтобы быть эффективным даже в сложных ситуациях.

Что такое рабочая память и почему это важно?

Всякий раз, когда мы выполняем задачи, которые требуют рассуждения, понимания и обучения, мы используем нашу рабочую память. Она позволяет нам держать соответствующую информацию в голове в то же время когда мы делаем что-то еще. Это краткосрочный резервуар для хранения мыслей и идей, к которому можно получить доступ в процессе решения проблем, принятия решений, нахождения объяснений, и пути выходов из сложных ситуаций. Думай о ней как о своей гибкой ментальной записной книжке.

Если ты отвечаешь на вопрос экспромтом, рабочая память — это то, что позволяет быстро находить нужные слова, одновременно произнося речь.

Или, предположим, ты пишешь заметку. В ходе работы тебе пришла в голову важная информация, которая касается какого-то общего момента. Тем не менее ты пока не готов записать эту часть, так что держишь её в памяти в то время как продолжаешь работать. Это пример рабочей памяти в действии.

Когда ты читаешь книгу или статью, рабочая память также играет большую роль. Понимание прочитанного требует от вспоминания массы информации, которая была прочитана ранее и соединение её с тем, что будет прочитано позднее.

Рабочая память также играет важную роль в фокусе и внимании. Мало того, что она позволит нам хранить соответствующую информацию в нашем мозгу, когда мы делаем что-то другое, рабочая память также позволяет игнорировать ненужную информацию, в том числе отвлекающие мысли. Как я уже говорил в совместном подкасте с Кэлом Ньюпортом , это очень редкое умение в нашу эпоху экономики знаний, и, следовательно, гораздо более ценное — способность сосредоточиться и погрузиться в задачи проекта на длительные периоды времени. Укрепление рабочей памяти является жизненно важной частью улучшения общей способности выполнять «глубокую работу».

Мало того, что способность оставаться сосредоточенным делает нас более продуктивными, исследования также показывают, что она вносит свой вклад в общее счастье. Сосредоточенный ум — счастливый ум.

Более того, некоторые исследования показывают, что рабочая память играет важную роль в общем развитии интеллекта — способность решать проблемы анализируя информацию, находить паттерны и взаимосвязи между различными элементами. Следует отметить, однако, что доказательства этой связи спорно, поскольку есть и другие исследования, которые показывают, что рабочая память не влияет на интеллект. Тем не менее, даже если улучшение рабочей памяти непосредственно не делает нас «умнее», как уже говорилось выше, она по-прежнему играет важную роль в эффективности повседневного психического функционирования.

Рабочая память особенно важна для тех, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (attention deficit hyperactivity disorder, ADHD — прим.перев.) (что как раз может быть связано с её нарушениями) и для пожилых людей (с возрастом рабочая память ухудшается), но это жизненно важная вещь для всех, кто хочет оставаться на пике своих умственных способностей.

Есть одна проблема: в нашем быстро меняющемся, сложном, комплексном мире, рабочая память постоянно находится под давлением. Мы все страдаем от информационной перегрузки социальных медиа и новостных сообщений, требующих нашего внимания день и ночь. Мозгу приходиться усердно трудиться чтобы выяснить что из этой информации является важным, а что стоит проигнорировать. Голова постоянно перегружена, и таким образом хуже работает. Беспокойство и стресс, вызванный подобным состоянием, также снижает количество рабочей памяти, которой мы располагаем.

У нас есть два варианта. Первое — уменьшить беспокойство, стресс, отвлекающие факторы и информационную перегрузку. Ценный совет по улучшению жизни по всем фронтам, и телефона .

Но иногда подобное упрощение не представляется возможным или даже желательным. Мы не можем представить чего захочет босс в последнюю минуту перед дедлайном, или когда нашему ребёнку потребуется помощь врача. И, по правде говоря, большинство из нас относятся к информации как к большому и вкусному шведскому столу, растянутому перед нами онлайн. Конечно, большинство из неё — скучная ерунда, мимо которой можно пройти, однако есть много невероятно интересных вещей, которым стоит научиться.

Так что остаётся вариант два: улучшить и укрепить нашу рабочую память, чтобы мы могли справиться с острыми задачами жизни.

Давайте посмотрим как мы можем увеличить объём нашего внутреннего блокнота, чтобы он позволял работать более эффективно и соображать быстрее.

Как натренировать рабочую память.

Играйте в правильные тренирующие мозг игры. В последние несколько лет, подобные игры получили широкое распространение, обещая сделать вас умнее с помощью всего лишь 15 минут в день.

Представьте, что вы слушаете строки букв, которые зачитывают вслух. Вам надо нажимать на кнопку каждый раз, когда вы слышите, что одна буква повторяется подряд дважды. Это 1-back, и это легко. Если вы слышите строку n-a-m-m-a-m , вы нажмёте кнопку, когда услышите вторую m, правильно? Но давайте попробуем 2-back: в этот раз вам надо нажимать кнопку когда вы слышите последнюю букву в серии, так как последняя m соответствовала той, что была ранее (отсюда и 2-back). Если бы вам предложили попробовать 3-back, соответственно, то вам надо было бы нажать кнопку когда вы услышите вторую а , потому что перед ней были бы три буквы. И так далее, к 4-back, 5-back и дальше.

Что делает это упражнение таким сложным так это то, что строка продолжает двигаться — она не является коротким списком из шести букв, который представлен в примере, но продолжающейся, со всё новыми и новыми буквами, за полторы минуты. Таким образом вы постоянно обновляете и отслеживаете позиции из двух, трёх и четырёх букв, которая постоянно меняется, так как к ней добавляется следующий знак. Это требует полной концентрации. Отвлекитесь на мгновение и вы проиграли.

Чтобы сделать это умственное упражнение ещё труднее, предложим ещё одну вводную:

Когда вы слышите случайную последовательность букв, вы также видите точку на экране компьютера, двигающуюся случайным образом по восьми возможным местам во внешних квадратах поля игры крестиков-ноликов. Теперь цель – следить и за буквами и за точками.» Так, например, на уровне 3-back, вам надо нажать кнопку на клавиатуре, если вы помните, что буква прозвучала три знака назад, и в то же время не нужно нажимать другую клавишу, если точка на экране находится в том же месте, как это было три раза назад.

Довольно сложно, да?

Игра dual n-back предназначена для того, чтобы хорошо нагрузить рабочую память. Тебе приходиться следить за несколькими частями информации и в то же время применять её, и это становится всё сложнее и сложнее. Отличная тема для тренировок мозга.

Поднимай тяжести. Мало того, что укрепление рабочей памяти похоже на укрепление физических мышц, но и усиление ваших мышц действительно может укрепить мозг!

Тереза Лю-Амвросий в течение всей своей карьеры исследует связь между физической силой и умом, особенно у пожилых людей. Её исследования показывают, что силовые программы тренировок могут улучшить умственные функции лучше чем аэробные упражнения. В одном из исследований она обнаружила, что пожилые люди, которые регулярно занимались силовыми тренировками, демонстрировали лучшее внимание и рабочую память чем те, кто получал лишь аэробные нагрузки.

Хотя пока неясно почему именно силовые тренировки более полезны для рабочей памяти, другие исследования демонстрируют ту же связь. Так что начните поднимать штанги и гантели, и вы улучшите не только мускулы, но и мозг.

Тем же, кто предпочитает аэробные тренировки, не стоит сильно расстраиваться, от занятий бегом и плаванием есть тоже польза для интеллекта, исследование лишь предполагает, что она не столь велика как та, что сопутствует силовым упражнениям. Так что помимо ваших 5-мильных пробежек не забудьте пару подходов становой тяги и приседаний . Упражнения высокой интенсивности также демонстрируют рост рабочей памяти, поэтому не забывайте пробежать парочку спринтов.

Высыпайтесь. Одно из многих преимуществ хорошего ночного сна — улучшение рабочей памяти. Исследователи обнаружили, что люди, которые получают полные 8 часов сна, на 58 процентов лучше выполняют задачи, связанные с рабочей памятью, чем те, кто спит меньше.

Таким образом, чтобы быть уверенным, что ваша рабочая память действует на максимуме, примите меры чтобы обеспечить себе хороший ночной сон .

Ваша рабочая память — ключевой компонент того как хорошо и быстро вы думаете и насколько гибким остаётся ваш мозг изо дня в день. Максимизируйте её потенциал с помощью этих рекомендаций, и вы будете в состоянии справиться с любыми задачами.

Изучению памяти посвящено множество научных трудов и монографий, но, несмотря на это она по-прежнему во многом остается «вещью в себе» как для специалистов, так и для простых людей. По большому счету нам до сих пор неизвестно, каким образом работает наша "система хранения данных". Еще совсем недавно господствовала теория, что законы функционирования памяти и мозга неизменны. Существовало мнение, что мозг способен к развитию только в детском возрасте, а затем изменяется только в сторону ухудшения. Это убеждение основывалось на трех факторах:

  • чрезвычайно редкие случаи выздоровления пациентов с повреждениями мозга в прошлом;
  • не изученность мозговой деятельности на нейронном уровне;
  • отношении к мозгу, как к механизму, а механизмы, как известно, не меняются и не растут.

Понятно, что у разных людей и в разном возрасте мозг и, соответственно, память может работать и хуже, и лучше. Оценить это можно только одним способом, вычислить соотношение «входной» и «выходной» информации. Но сделать это сложно. Еще более сложно вычислить эффективность воздействия на память и деятельность мозга различных методик и программ. Во-первых, на людей по-разному действует тот или иной способ тренировки. А во-вторых, тест не будет чистым, так как при испытании каждого следующего программного продукта будет накапливаться воздействие, оставленное предыдущими.

Однако сейчас большинство специалистов сходятся в одном, что память способна развиваться при систематической ее тренировке. Это логично и не противоречит главным законам, по которым существует человеческий организм. В подтверждение этому можно привести результаты одного исследования, опубликованные в книге Нормана Дойджа «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга».

Общеизвестно, что у людей преклонного возраста активность мозговой деятельности снижается, а память ухудшается. Один из экспериментов заключался в том, что группа людей в возрасте 60-87 лет занималась 10 недель по 5 часов в неделю по программе улучшения слуховой памяти. После завершения курса, проведенное тестирование показало значительное улучшение этого вида памяти – результаты соответствовали тестам возрастной группы 40-60 лет. Повторный тест, проведенный через три месяца, эти результаты подтвердил.

Как работает память

Плохой памяти у людей не существует «по определению». Количество информации, которую может хранить наш мозг огромно. Просто есть люди, которые умеют пользоваться своей памятью, пусть и на неосознанном уровне, а есть те, которые к этому неспособны. У первых в этом хранилище все классифицировано, разложено по полочкам и предъявляется по первому требованию. А у вторых оно больше похоже на склад случайных вещей, хотя и наполненный «под завязку», но содержащий гораздо меньше полезных данных.

Но, несмотря на такую разницу в организации у всех у нас есть несколько разновидностей памяти, отличающихся временем хранения информации:

  • долговременная;
  • кратковременная;
  • мгновенная.

В долговременной мы храним только то, о чем постоянно думаем и чем регулярно пользуемся. Причем храним десятилетиями. Кратковременная используется для хранения текущей информации, задерживается она там иногда на несколько недель, но потом, если не используется, исчезает. Мозг, как и человек, не очень любит трудиться, когда не мотивирован, слишком много энергии расходуется при этом. Мгновенная память предназначена для работы в течение мгновений и секунд. Работает она, например, при оценке дорожной ситуации, слежении за движущимся объектом. Но стоит нам перевести взгляд или сконцентрироваться на чем-то другом вся информация в ней «обнуляется».

Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную - активный процесс в мозге, требующий значительных затрат энергии. Если перегружать кратковременную память, не давая времени мозгу перевести важную информацию из неё в долговременную, то эффективность запоминания снижается. Поэтому при активной учёбе небольшие периоды отдыха и расслабления необходимы.

Развитие кратковременной и мгновенной составляющей нашей памяти – прямая дорога к увеличению эффективности долговременной, которая в конечном итоге оказывает свое влияние и на наши когнитивные способности (наш интеллект). А развивать их можно, только тренируя и постоянно применяя в повседневной жизни.

Но это не все. Практика показывает, что лучше всего запоминается то, что вызывает интерес, понятно и сопровождается эмоциями. Зазубривание «чего попало» - бесполезная трата времени. А так как интересы у всех разные, то и материал для тренировок должен быть разным. Именно поэтому распространенный и повторяющийся из пособия в пособие совет улучшать память, заучивая стихи, помогает далеко не всем. Что делать тем, кто равнодушен к поэзии?

Собственно, на этих двух принципах: тренировке кратковременной памяти с использованием разнообразной информации и основывается работа многочисленных компьютерных программ. Такая тренировка памяти отличается от обычной лишь тем, что используются изображения предметов, а не сами предметы, что значительно облегчает организацию самого процесса. На компьютере можно смоделировать все, что угодно.

Тренировка мгновенной (рабочей) памяти

Мы уже говорили, что развитие кратковременной и мгновенной памяти – ключ ко всему процессу запоминания. Эта память ценна еще и тем, что она обрабатывает не только внешнюю информацию, но взятую из долговременной и кратковременной памяти. Собственно, многие исследователи считают, что именно в ее работе и заключается процесс мышления.

Большого смысла перечислять существующие компьютерные программы для развития памяти нет. Достаточно сказать две вещи:

  • любой человек может найти среди этого множества программу полезную именно для него;
  • все они, за небольшим исключением, имеют один характерный недостаток – ограниченный набор и однотипность тестов делает невозможной комплексную тренировку памяти.

Выделяется из общего ряда ресурсов, посвященных развитию памяти, персональный сайт Пигарева А.Ю. (Новосибирск) - http://working-memory.ru. На нем есть все, и написанная понятным языком концепция, и методика оценки памяти, и целый комплекс тренажеров, позволяющих ее развить. Пожалуй, единственный недостаток ресурса, - это невозможность пройти тесты без регистрации. Но это преодолимо – достаточно написать письмо владельцу.

Рабочая память (РП), также известная как оперативная, - это совокупность процессов, позволяющих нам хранить и временно использовать информацию с целью осуществления таких комплексных когнитивных задач, как понимание речи, чтение, применение математических способностей, обучение или рассуждение. Рабочая память является одним из видов кратковременной памяти.

Определение рабочей памяти по модели Бэддели и Хитча

Согласно модели Бэддели и Хитча, рабочая память состоит из трёх систем и включает компоненты как хранения, так и обработки информации:

Центральный управляющий элемент: работает как система наблюдения за вниманием, которая решает, на что нам обращать внимание, а на что нет, а также организовывает последовательность действий, которые необходимо произвести для осуществления вида деятельности.

Фонологическая петля: позволяет нам удерживать в памяти письменный и устный материал.

Зрительно-пространственный набросок: помогает нам управлять визуальной информацией и сохранять её.

Эпизодический буфер: используется для объединения информации из фонологической петли и визуально-пространственного наброска, построения целостного эпизода и для связи с долговременной памятью.

Характеристики рабочей памяти:

  • Её ёмкость ограничена . Мы храним только 7 ±2 элементов.
  • Она активна . Оперативная память не только хранит информацию, но и управляет ей, а также трансформирует её.
  • Её содержимое постоянно обновляется .
  • За рабочую память отвечает дорсолатеральная префронтальная кора .

Примеры рабочей памяти

Рабочая (или оперативная) память представляет собой способность, с помощью которой мы сохраняем в уме элементы, необходимые нам для выполнения задачи . Бладаря рабочей или оперативной памяти мы можем:

  • объединять два или более действия, происходящие примерно в одно и то же время, например, вспоминать и отвечать на вопросы, которые нам задали во время разговора .
  • Соотносить новые знания с полученными ранее. Это позволяет нам обучаться .
  • Сохранять в уме информацию , в то время как наше внимание сосредоточено на других вещах, например, мы можем готовить обед, разговаривая по телефону.

Мы ежедневно используем рабочую (или оперативную) память при выполнении различного рода задач . Когда пытаемся вспомнить номер телефона до того, как записать его. Когда мы участвуем в разговоре, нам нужно удержать в памяти то, что только что сказали, чтобы обработать эту информацию и высказать свою точку зрения. Когда в школе или университете мы конспектируем лекции, нам необходимо запомнить, что сказал преподаватель, чтобы потом записать это своими словами. Когда пересчитываем в уме стоимость наших покупок в супермаркете, чтобы понять, хватит ли нам денег.

Расстройства, при которых нарушена рабочая память

Рабочая память необходима для принятии решений и корректной работы исполнительных функций . Поэтому её нарушение связано с дерегуляторным синдромом и разнообразными расстройствами обучения, такими как и или . Многие специалисты психолого-педагогической диагностики нуждаются в инструментах , с помощью которых можно точно измерить исполнительные функции. Также рабочая память страдает при таких заболеваниях, как шизофрения или .

Как измерить и оценить рабочую память?

Рабочая память - это когнитивная способность, которую мы используем повседневно, выполняя практически любые виды действий. Таким образом, оценка рабочей памяти и понимание её состояния может помочь в различных сферах жизни: в учёбе (позволит нам узнать, будут ли у ребёнка трудности с математическими вычислениями или чтением), в медицинской сфере (чтобы знать, могут ли пациенты вести самостоятельный образ жизни или нуждаются в помощи) или в профессиональной сфере (рабочая память позволят нам вспомнить и ответить собеседнику, что существенно важно на собрании или в споре).

Различные когнитивные функции, такие, как рабочая память, можно надёжно и эффективно измерить с помощью . Тесты, которые предлагает CogniFit ("КогниФит") для оценки рабочей памяти, основаны на Шкале Памяти Векслера (WMS), СРТ (Тесте на Длительное Поддержание Функции), ТОММ (Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти), Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT) и Тесте Переменных Внимания (TOVA). Кроме рабочей памяти, с помощью этих тестов можно измерить кратковременную слуховую память, кратковременную память, время реакции, скорость обработки информации, распознавание, визуальное сканирование и пространственное восприятие.

  • : на экране появятся несколько шаров с различными номерами. Вам нужно запомнить серию этих чисел, чтобы воспроизвести их в дальнейшем. Сначала серия будет состоять всего из одного числа, затем количество шаров будет постепенно увеличиваться до тех пор, пока пользователь не допустит ошибку. После появления каждой последовательности чисел нужно будет её воспроизвести.
  • : на экране появятся три предмета. Сначала нужно будет как можно быстрее вспомнить очередность появления предметов. Далее будут появляться четыре серии из трёх предметов, некоторые из которых будут отличаться от ранее представленных. Необходимо найти ту серию, последовательность предметов в которой соответствует представленной изначально.

Как восстановить или улучшить рабочую память?

Рабочую память, как и другие когнитивные способности, можно тренировать и улучшать. CogniFit ("КогниФит") даёт возможность делать это профессионально.

Восстановление рабочей памяти базируется на . CogniFit ("КогниФит") предлагает батарею клинических упражнений, разработанных для реабилитации рабочей памяти и других когнитивных функций. При использовании рабочей памяти во время когнитивной тренировки CogniFit ("КогниФит") укрепляется мозг и нейронные связи, отвечающие за эту способность. В результате нейронные соединения будет более быстрыми и эффективными, и рабочая память улучшится.

CogniFit ("КогниФит") состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении вопросов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание персонализированной программы когнитивной стимуляции , адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с комплексной оценки рабочей памяти и других основных когнитивных функций. На основе полученных результатов тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает персонализированную программу когнитивной тренировки для укрепления рабочей памяти и других когнитивных функций, которые в этом нуждаются согласно результатам теста.

Рабочую память можно улучшить с помощью регулярной и правильной тренировки. Для корректной стимуляции тренировкам необходимо уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю . Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн . Разнообразные интерактивные задания, представленные в форме увлекательных умных игр, можно выполнять с помощью компьютера. По итогам каждой сессии CogniFit ("КогниФит") представит детальный график улучшений когнитивного состояния.

Заучивать стихотворение ежедневно - хорошая разминка. Благодаря этому возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению. Важно понимать, что здесь подразумевается не бездумное «зазубривание», а, в первую очередь, понимание смысла запоминаемого.

Этот прием по-разному сказывается на мозге ребенка и взрослого человека. Дошкольникам заучивание стихов позволяет активизировать мышление, создать образные представления - сначала предметы, потом действия и явления, конкретные и абстрактные величины, в конечном счете это ведет к развитию наглядно-образного и логического мышления. Память и внимание выступают в роли посредников - они задействованы в процесс, благодаря им и происходит развитие мышления, поэтому они неизбежно тренируются.

Взрослому человеку стихотворения помогают выстроить новые нейронные связи, но не заменяют комплексной тренировки памяти. Память обладает рядом свойств - объем, скорость запоминания, длительность хранения, скорость воспроизведения и помехоустойчивость. Эти свойства тренируются выборочно при заучивании стихотворений. Увеличивается общий объем хранения информации, скорость запоминания и воспроизведения именно самих стихотворений.

Помимо того, что тренируются не все свойства памяти, заучивание стихотворений затрагивает не все ее виды: развивается долгосрочная и рабочая память, в то время как краткосрочная не затрагивается.

Для комплексного развития памяти необходимо одновременно тренировать все ее свойства и виды. С этой задачей отлично справляются когнитивные тренажеры - задания в игровой форме на развитие внимания, памяти и мышления. Внимание выступает основной «двигательной» функцией мозга, которая активизирует остальные, соответственно, без включения внимания не развить память. В этом, кстати, состоит основная ошибка при заучивании стихотворений - зачастую мы механически зазубриваем последовательность слов (в этом нам помогает ритмичность), но не задействуем внимание.

Когнитивные тренажеры очень удобны тем, что на них можно заниматься онлайн. предлагает 45+ когнитивных тренажеров, из которых 12 направлены на развитие всех свойств памяти. Задания основаны на научных методиках исследования мозга, их более 15, среди которых Задача N-назад, Кривая Эббингауза, Метод Векслера, Методика Вундта, Таблицы Шульте, Методика Корси. Сервис сам подбирает оптимальную программу тренировок на основе вводного теста.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сочинение на тему «Характеристика человека» (про подругу) Описание внешности человека Подруги сочинение
Маникюр на последний звонок
Как хорошо выглядеть? Как выглядеть лучше? Секрет, как всегда хорошо выглядеть Как начать лучше выглядеть