Проблема готовности к школьному обучению (Е.О. Смирнова). Комплексная программа из детства в отрочество выполнила Образовательная программа из детства в отрочество
Автор: Т. Н. Доронова и др. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательнообразовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.
Задачи по 2 направлениям: «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования. «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Особенности программы Отличительной особенностью программы является интеграция (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять).
Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.
Латентное обучение формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Оно обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных. Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.
Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемнопоисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.
Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.
Скачать книгу Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет абсолютно бесплатно.
Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.
Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет описание: Книга представляет собой первую попытку в современной медицинской и психолого-педагогической науке создать комплексную программу для родителей и педагогов, направленную на укрепление здоровья, развитие детей от 1 года до 7 лет и подготовку их к школе.
Название:
Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет
Автор/составитель:
Доронова Т.Н. и др.
Год:
2007
ISBN:
5-09-014919-4
Страниц:
303
Язык:
русский
Формат:
pdf
Размер:
57,6 Мб
Дорогие читатели если у Вас не получилось
скачать Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет
напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.Задание 1
Программа «Радуга»
Авторы: Соловьева Е.В., ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования. Кандидат педагогических наук, доцент. Возрастной психолог.
Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Якобсон С.Г., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО; Гербова В.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общего образования России. Область исследований - методика развития словаря, связной речи, содержание и методика занятий по развитию речи детей дошкольного возраста; Грибовская А.А., педагог, методист, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского Института Открытого Образования; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».
«Радуга» - первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет.
Программа «Радуга» отличается от представленных на рынке аналогичных программ рядом уникальных преимуществ:«Радуга» - отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского.«Радуга» - проверенная на практике надежная программа, которая располагает обширным многолетним опытом успешного использования не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.«Радуга» - программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников.«Радуга» - развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребенка к последующей ступени образования.«Радуга» - программа, адресованная массовому детскому саду .
Программа задумана и реализована как:
· комплексная , т.е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития детей в дошкольном возрасте;
· массовая , т.е. предназначенная для использования во всех регионах России, как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребывания;
· личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.
Программа «Радуга» направлена на достижение трех основных целей : сохранять и укреплять здоровье детей и сформировать у них привычку к здоровому образу жизни; способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Программа является современной интегративной программой , реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
«Радуга» соответствует принципу развивающего образования; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные задачи и достигать поставленных целей на разумном минимальном необходимом материале, не допуская перегруженности детей; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Важно, что в «Радуге» в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка отражен принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса . Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника - игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
В новом варианте программы предлагаемое содержание образования и психолого-педагогической работы соответствует областям «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
«Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных учреждений, прошедшей полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой программа была рекомендована к массовому внедрению.
Программа ориентирована на общечеловеческие гуманистические ценности и создана с целью – сохранить здоровье детей, помочь каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
«Радугу» отличает отказ от жесткой регламентации детской деятельности, учет логики становления детской психики, возможность вариативности реализации программы с учетом региональных и национальных особенностей, высокий уровень подготовки детей к школе.
Научный руководитель программы Елена Викторовна Соловьева. Авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г. Якобсон, В.В. Гербова, А.А. Грибовская, С.И. Мусиенко.
Авторским коллективом разработан учебно-методический комплект, позволяющий грамотно проводить работу с детьми: Методические руководства для воспитателей по каждой возрастной группе. Комплект методических пособий по основным видам деятельности с конспектами занятий. Развивающие книги, учебно-наглядные пособия и дидактические альбомы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа на протяжении 15 лет широко используется в разных регионах России, а также в странах ближнего зарубежья.
По согласованию с научным руководителем программно-методического комплекса «Радуга» Е.В. Соловьевой в качестве инструментария для проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов при реализации дошкольными образовательными учреждениями программы «Радуга» могут быть использованы пособия: Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов с приложением на электронном носителе».И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова, Е.К. Ягловская. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал».
Программа «Из детства – в отрочество»
Авторы: Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».
«Из детства - в отрочество» - первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Участие в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет родителям увидеть мир с позиции ребенка, проявить заинтересованность в действиях малыша. Кроме того, совместная деятельность родителей и детей повысит качество образования детей и позволит использовать потенциальные возможности каждого ребенка.
Программа «Из детства - в отрочество» - комплексная и определяет задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям - «Здоровье» и «Развитие».
Первое направление программы - «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада оценить здоровье каждого ребенка и выбрать индивидуальную тактику для его формирования.
Второе направление программы - «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (его инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Программа создана большим авторским коллективом - это психологи, педагоги-методисты, дефектолог, филолог, музыкант, медики. Руководитель программы Татьяна Николаевна Доронова. Для реализации программы разработан комплект учебно-наглядных и методических пособий по разным направлениям деятельности ребенка-дошкольника, планированию и организации педагогической работы в дошкольном учреждении, развитию и воспитанию ребенка в семье. Предлагается литература для всех участников образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов по изобразительной деятельности, физической культуре, иностранному языку, методистов, руководителей ДОУ, медицинских работников.
Программа прошла широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России, получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.
Авторы: Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.
В название программы "Из детства - в отрочество"
авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей.
Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для каждого возрастного этапа определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и детского сада, по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель - привлечь родителей и педагогов. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и ДОУ.
Авторы программы рассматривают познавательную сферу как сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Они исходят из того, что на каждом возрастном этапе познание мира ребенком осуществляется своими специфическими способами. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах. Он только готовится к тому, чтобы на определенном этапе своего развития приступить к их серьезному освоению. Зато отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. В основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок пронесет это отношение через всю свою жизнь, а приобретаемые впоследствии знания будут накладываться на это отношение.
В возрасте 4-7 лет у детей формируется первичный элементарный образ мира, дети начинают понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Ребенка этого возраста отличает элементарная возрастная эрудиция, проявляющаяся в умении поддерживать простые по содержанию разговоры, затрагивающие познавательные аспекты (мир природы и мир человека).
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей выступает в программе как необходимое условие нормального развития познавательной сферы. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять единые задачи, но разными путями и средствами, согласовывать свои действия и помогать друг другу.
Комплексные задачи эмоционального благополучия, здоровья и полноценного личностного и интеллектуального развития ребенка определены для решения в условиях семьи и детского сада.
В программе выделен раздел «Познавательное развитие» (автор Т.И. Гризик).
Цель: развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
- расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира;
- развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) в соответствии с возрастной нормой;
- создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности детей;
- формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.
Структурно-содержательная характеристика
Так, в ДОУ предполагается:
- формировать представления о природе, в увлекательной форме предлагать информацию о живой природе: отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях размещения на разных территориях;
- познакомить с характером взаимодействия растений и животных;
- вводить в сознание элементарные представления о неживой природе: различных атмосферных явлениях, качествах и свойствах объектов неживой природы;
- знакомить с различными планетами.
В программе предлагается:
- знакомить детей с природными материалами, их свойствами и качествами, характером использования их человеком;
- показать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека;
- знакомить с земным шаром, используя глобус, физическую карту мира, различными природно-климатическими зонами, природными богатствами недр, со странами и народами, некоторыми анатомическими особенностями человека в соответствии с возрастными возможностями и потребностями ребенка, формировать представления о самоценности человека (красота, сила ума, созидание, героизм и пр.);
- дифференцировать имеющиеся представления о живой природе и социальном мире: дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения), окультуренная природа (домашние животные и культурные растения), деятельность человека (познавательная, трудовая, художественная) и ее результаты;
- упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире природы и человека посредством постижения различных связей (целевых, причинно-следственных), зависимостей, закономерностей, показать, к чему приводит нарушение связей и закономерностей;
- приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию (с водой, песком, глиной; с пластилином, тканью, магнитом и т.д.);
- способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными темпами развития ребенка;
- учить анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- делать элементарные умозаключения;
- уметь предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;
- формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности, радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей;
- создавать условия, позволяющие активно проявлять собственное отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт;
- обращать внимание на положительные поступки и проявления детей по отношению к людям, природе;
- формировать положительное, бережное, созидательное отношение к миру через развитие основ экологической культуры;
- развивать экологическое сознание на принципах равноценности всего живого;
- формировать представления о взаимоотношениях природы и человека (доступное детям постижение системы «человек - природная среда»);
- активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению и приумножению богатств окружающей природы с учетом их индивидуальных предпочтений и желаний;
- развивать основы экологической эстетики через создание условий для эстетического восприятия природы при непосредственном ее восприятии (объекты и явления в разные времена года), показать величие природы посредством разных видов искусств: живописи, литературы, музыки.
В семье предлагается:
- рассказывать о различных представителях живой природы (растения и животные), учить наблюдать за ними (на примере домашних животных и растений), отмечать их особенности, фиксировать изменения (внешний вид, поведение животных);
- читать сказки о природе и детскую познавательную литературу;
- рассказывать о неживой природе (сезонных явлениях, частях суток), связывать рассказы с реальной жизнью ребенка;
- расширять представления о природе в летний период, делиться воспоминаниями из своего детства, связанными с домашними животными, интересными местами (море, лес, река, горы и пр.), удивительными встречами и находками (например, встретили в лесу лося, нашли на улице котенка и т.п.);
- знакомить с трудовой деятельностью людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких); профессиональной (кто и где работал и работает), бытовой (домашние дела и их распределение между членами семьи), увлечениями и хобби (выращивание цветов, овощей, фруктов; вязание; вышивание; шитье; спорт; коллекционирование и др.);
- закреплять полученные представления в посильной практической деятельности (домашние обязанности, трудовые поручения);
- обращать внимание ребенка на значимость его труда для близких людей;
- рассказывать о Родине, ее богатствах, просторах; народах, населяющих ее, и известных людях;
- развивать познавательные способности ребенка;
- наблюдать окружающую природу и социальный мир; отмечать происходящие в них изменения; совместно действовать в зависимости от увиденного и замеченного;
- собственным примером демонстрировать внимательное и заботливое отношение к людям (в первую очередь близким); заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе;
- посещать места, где можно встретить представителей живой природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и т.д.);
- обсуждать с ребенком, за что вы и он любите (не любите) то или иное природное явление, время года, часть суток.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Программа предполагает активное включение родителей в воспитание и обучение детей. Чтобы воспитатели ДОУ могли взаимодействовать с родителями, и была создана программа «Из детства - в отрочество». Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
Учебно-методическое обеспечение
В помощь воспитателям разработан большой пакет пособий, составляющий комплекс программно-методических материалов для каждой группы по программе «Из детства - в отрочество».
Программа имеет методические пособия по каждому разделу для воспитателей, родителей, изданы тетради для детей. Авторами разработаны примерные планы по разделам программы, методика обследования детей.
В комплекте методических пособий к программе полностью дано годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа продвижения в развитии, независимо от уровня исходной подготовленности.
Программа и комплект методических пособий прошли широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России и получили положительную оценку со стороны родителей и педагогов.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.